История прически. Европа XIX век

Развитие европейской моды в XIX веке полностью обусловлено новым историческим этапом. Формально костюм перестает быть сословной привилегией, но, тем не менее, одежда и прическа очень четко подчеркивают материальное неравенство классов и различных социальных прослоек.

Наиболее полно буржуазные вкусы выражают прически стиля бидермейер, характерные далеко выступающими пышными боковыми локонами, стоячими петлями и косами. Эти прически требовали от парикмахера очень высокого технического мастерства.

XIX век не дал ярких декоративных форм мужской прически, и костюм, отражая новый идеал «делового человека», стал более консервативным, женские же прически вплоть до первых десятилетий XIX века сохраняют пышную декоративность и оказываются одним из наиболее сменяемых элементов модного убранства.
Новые отношения, складывающиеся в обществе, порождают появление различных модных течений. Например, о стремлениях романтической молодежи очень верно говорит Г.В.Плеханов: «Фантастические костюмы, как и длинные волосы, служили для молодых романтиков средством противопоставить себя ненавистным буржуа. Таким же средством представлялась бледность лица: она была как бы протестом против буржуазной сытости… Надо вообще заметить, что на стараниях людей придать себе ту или иную внешность всегда отражаются общественные отношения данной эпохи».

Если раньше мода на прическу удерживалась 30-40 лет, то в XIX веке циклы мод значительно сокращаются, этому способствуют реклама, выставки, модные журналы, театр. Парикмахеры начинают проводить свои конкурсы.
Вот как описывает один из таких кон курсов парикмахеров в своей книге «Лестница престижа» А.З. Рубинов.

«В Париж на конкурс прически съезжались парикмахеры со всей Франции и даже из других стран — Англии, Австро-Венгрии, Германи и… Прекрасно выбритые, элегантно одетые, знающие себе цену мужчины с нафабренными усами, собирались в каком-нибудь самом большом зале и пристально, взволнованно следили за соревнующимися. Самым смелым из парикмахеров предлагалось выйти перед знающей толк публикой и на ее глазах сотворить под ходящую к лицу прическу. Организаторы конкурса умели придумать задачку посложнее: например, выводили четырех узколицых, похожих друг на друге скудостью волос женщин и предлагала сделать их красавицами.

Многим это удавалось. И превращения были столь поразительными, что к собравшимся парикмахерам всеми правдами и неправдами присоединялась посторонняя публика. Приходили знатные богатые женщины — они просто желали видеть уровень нынешнего мастерства и узнать, чего следует требовать от собственных слуг. Протискивались в зал модистки, чтобы увидеть новые прически и потом попытаться делать их себе самостоятельно.

Впрочем, потом все новинки можно будет увидеть. После окончания конкурса назначался парад, который собирал несметные толпы парижан. Процессию возглавляли победители — все, за исключением получившего только что первый приз. Тот сидел на золотом стуле и принимал приветствия от моих собратьев, от женщин, ставших благодаря их искусству красавицами.